Работа с текстом для электронных учебников Print E-mail
There are no translations available

Тексты для электронного учебника должны быть составлены простым и понятным языком. Отдельные фразы должны трактоваться однозначно.

Понятные и простые слова, фразы и предложения помогают избежать как неоднозначности толкования представленного материала так и нарушения логики его изложения.

Вот некоторые советы по составлению текстов, заимствованные нами у М. Норфи:


1. Выбирайте только понятные слова. При выборе слов следует помнить разницу между трактовкой слова в словаре и теми ассоциациями, которые оно вызывает. Некоторые слова несут негативные ассоциации, другие — позитивные, третьи — нейтральные.


2. Используйте больше простых слов. Для облегчения восприятия ситуации, изложенной в учебном фрагменте, необходимо использовать простые, обиходные слова, которые, к тому же, как правило, являются короткими, — и это еще одно их преимущество.


3. Будьте точны в выборе слов. Автор текста для электронного учебника должен быть чрезвычайно точен в выборе слов с тем, чтобы читателю не пришлось что-либо додумывать самому. Как можно чаще используйте имена собственные, даты и количественные показатели.


4. Избегайте профессионального жаргона. Конечно же специальные термины позволяют точно и ясно выражать мысли, не прибегая к излишним объяснениям. Вместе с тем необходимо помнить простую истину: сверхзадача любого автора — упростить сложную фразу, а не усложнить простую. Поэтому используйте общепризнанные научные термины, но избегайте жаргонизмов.


5. Составляйте простые предложения. Секрет составления простых и ясных предложений заключается не только в выборе простых и понятных слов, но и в правильном использовании правил синтаксиса и пунктуации. Не побежит сомнению тот факт, что правила грамматики, синтаксиса и пунктуации позволяют упростить процесс общения автора с читателем.


6. Формируйте четкие параграфы. Правильно образованные параграфы помогают читателю проследить за ходом развития ваших мыслей, создавая стройность и ясность изложения материала.


7. При переходе к новой идее или проблеме создавайте новый параграф. Параграфы служат четкому обрамлению идеи. Начиная новый параграф, автор электронного учебника дает понять читателю, что завершил разработку одной идеи или аспекта рассматриваемой проблемы, и переходит к другой.


8. Первое предложение любого параграфа должно нести основную смысловую нагрузку, т. е. быть ключевым, что позволяет, пробежав глазами лишь первые предложения параграфов, за считанные минуты вникнуть в суть проблемы, изложенной во фрагменте электронного учебника. Проверка последовательности ключевых предложений — немаловажная процедура, позволяющая автору электронного учебника удостовериться в логичности изложения материала.


9. Используйте параграфы разных объемов. Современная практика написания текстов для e-learning имеет устойчивую тенденцию к сокращению объема параграфов. И это не случайно, поскольку короткие параграфы читаются охотнее, нежели длинные. Поэтому, если вы обнаружили, что написанная вами часть электронного учебника состоит из большого числа длинных параграфов, постарайтесь разбить их на несколько более мелких. Однако сказанное вовсе не означает, что текст должен состоять из цепочки параграфов, длинной в одно-два предложения.


10. Соединяйте мысли, высказываемые в рамках параграфа, связующими словами и фразами. Использование связующих слов и фраз, обеспечивая логичность изложения, указывает читателю электронного контента на взаимосвязь между предложениями или частями сложного предложения.


Вышеизложенные рекомендации можно смело применять для разработки электронного контента любого рода - не только учебного, но и текстового наполнения сайтов и вообще любых текстов, предназначенных для чтения с монитора.

 
Next >