Разработка программного модуля «Teaching Assistant» Print E-mail
There are no translations available

в рамках работы над усовершенствованием пользовательского интерфейса электронных учебников

Смирнова Л.Э., Гебеков Д.И., Шпякина А.С.

В процессе изучения электронного учебника студент получает информацию посредством взаимодействия с интерфейсом. Необходимо учитывать тот факт, что сам интерфейс способен оказывать определенное воздействие на учащегося, способствуя или противодействуя усвоению материала.

Различают два типа обучения: скрытое (неосознанное, не использующее четкой стратегии) и явное (напротив, идентифицируемое по четким и осознанным действиям). Интенсивность обоих видов зависит от внешних факторов, которые могут влиять на восприятие обучаемого. Возможность интерфейса, как внешнего фактора, значительно влиять на обучаемость студентов была подтверждена экспериментально [1]. Кроме того, пользовательский интерфейс способен влиять на выбор студентом того или иного типа обучения. Осознанное обучение вовлекается, например, при использовании интерфейсов с командной строкой. Скрытое обучение может быть стимулировано интерфейсами с непосредственными манипуляциями, которые отличаются одновременностью действий и обратных связей с ними. К этой группе относятся прежде всего графические интерфейсы. Пользователь совершает манипуляции (обычно мышью) и получает мгновенный отклик системы без мыслительной обработки значения действия [2]. Таким образом, интерфейс может быть рассмотрен в гораздо более широком смысле, чем средство подачи информации. Необходимо также учитывать его влияние на восприятие и запоминание сведений, особенно при создании электронных учебных пособий.

Электронные учебники в отличие от своих бумажных аналогов могут иметь встроенные механизмы адаптации под нужды конкретного учащегося, делающие процесс обучения более индивидуальным, а значит и более эффективным. Эти механизмы должны учитывать возможные различия между обучаемыми, определяющие разницу в восприятии учебного материала. Мы выделили следующие характеристики обучаемого, адаптироваться к которым должен электронный учебник:

  • Исходный уровень подготовленности (достаточный либо недостаточный для восприятия материалов учебного курса
  • Цели обучения (успешно сдать экзамены либо глубоко изучить предмет)
  • Перечень изучаемых тем (может не совпадать с полным содержанием учебника
  • Степень восприятия информации, поступающей по разным каналам (визуальному, аудио, тактильному
  • Предпочитаемый способ прохождения материала (последовательный, последовательный с пропусками отдельных материалов либо хаотичный, построенный на ассоциативных связях
  • Степень обучаемости, сообразительности
  • Темп усвоения материала.
Каждая из перечисленных характеристик должна учитываться при работе над интерфейсом электронного учебника

С учетом вышесказанного, в процессе работы над усовершенствованием пользовательского интерфейса электронных учебников компании "е-Доктрина" был разработан программный модуль «Teaching Assistant» v.1.0. Цель такой разработки – сделать первый шаг к запуску механизмов адаптации в электронном обучении.

Назначение программного модуля «Teaching Assistant» заключается в информировании пользователя учебного пособия о его текущих успехах, выработке рекомендаций по дальнейшему изучению курса в зависимости от этих успехов, а также в предоставлении пользователю возможности адаптировать электронное учебное пособие под собственные нужды. Он также обеспечивает обучаемого справочной информацией об использовании учебника. Программный модуль встраивается в структуру электронного учебника и вызывается нажатием на специальную кнопку, доступную с любой его страницы.

Все настройки и данные пользователя хранятся локально на его компьютере и доступны для программного модуля при запуске с компакт-диска.

Меню модуля состоит из четырех разделов: «Успеваемость», «Рекомендации», «Настройки» и «Справка»

Раздел «Успеваемость» предназначен для отображения персональной информации об успехах пользователя в изучении пособия. Он содержит два подраздела, детализирующих эту информацию – «Прогресс» и «Результаты».

Подраздел «Прогресс» содержит график успеваемости пользователя. Точки на графике соответствуют набранным за прохождение тестов баллам. Баллы суммируются по дате. Открывая эту страницу пользователь может увидеть свой прогресс - приближение к верхней точке (максимально возможному числу баллов за все тесты) с каждым новым днем. Под графиком приведена шкала, отображающая процентное отношение набранных баллов к максимуму. Эта страница позволяет пользователю оценить свои успехи

Подраздел «Результаты» предназначен для детализированного отображения успехов пользователя и содержит сводную таблицу результатов прохождения тестов. Рядом с названием каждого теста отображается число набранных баллов. Внизу пользователь может увидеть текущую оценку, рассчитанную исходя из суммы максимально возможного числа баллов за тесты, которые он пытался пройти.

Раздел «Рекомендации» состоит из подразделов «Стратегия» и «Тактика» и предназначен для помощи пользователю в прохождении курса и советов по внесению корректировок в методику его освоения

Подраздел «Стратегия» содержит персональные рекомендации по изучению курса, которые формируются в зависимости от успехов пользователя. В этом разделе может содержаться список тем, которые следует повторить (если тест был пройден недостаточно хорошо) или изучить (если тест еще не пройден). По прохождении всех тестов, в зависимости от того, насколько хорош итоговый результат, пользователю может быть дан совет повторно изучить курс или отдельные его части. Таким образом, подраздел «Стратегия» направляет пользователя по тому пути, который позволит пройти курс максимально эффективно и получить наилучший результат.

Подраздел «Тактика» отслеживает последовательность прохождения пользователем тестов и формирует текущие рекомендации по изучению курса на данном этапе. Например, если тесты были пройдены не по порядку, он посоветует не пропускать их для получения лучших результатов. В том случае, если пользователь достаточно много раз открывал учебник, но не прошел ни одного теста, ему будет дан совет начать прохождение тестов для того, чтобы проверить степень усвоения курса. Если действия пользователя соответствуют оптимальной схеме изучения курса, ему будет дан полезный совет по использованию учебника или методам освоения предоставляемой информации

Подраздел «Общие рекомендации» поможет новичку освоить методы работы с учебным пособием и начать эффективное обучение

Раздел «Настройки» предоставляет возможность адаптировать изучаемый курс под нужды пользователя.

Подраздел «Уровень» дает возможность выбрать степень глубины желаемых знаний и откорректировать в связи с этим содержание курса. Пользователю доступны два уровня сложности - краткий курс (базовые сведения, справочная информация, интерактивные упражнения и тесты) и углубленный курс (полная информация). В случае если пользователь затрудняется в выборе, ему на помощь приходит справочная система, объясняющая назначение и цели каждого варианта курса. Настройка запоминается для данного пользователя и сохраняется в течение всего периода изучения до тех пор, пока пользователь не решит изменить ее

Раздел «Справка» содержит обычную для таких разделов информацию о работе с программой и ее авторах.

Подраздел «Вызов справки» помогает справиться с трудностями в освоении программы

Подраздел «Техническая поддержка» дает возможность связаться с авторами мультимедийной версии пособия и задать вопрос о его работе

Подраздел «Об авторах» содержит информацию об авторах и разработчиках электронного учебника

В перспективе мы планируем усовершенствовать наш модуль. Так, например, в подразделе «Прогресс» раздела «Успеваемость», при нажатии на отдельную точку на графике успеваемости в отдельном окне будет открываться отчет. В этом отчете пользователь сможет посмотреть все пройденные им тесты за этот день, а также ознакомиться со своими ошибками и провести работу над ошибками. В разделе «Рекомендации» вся помощь пользователю в прохождении курса, а также советы по внесению корректировок в методику его освоения будут озвучиваться голосом. В разделе «Настройки» пользователь сможет выбрать понравившийся ему шаблон оформления программного модуля «Teaching Assistant».

В подразделе «Техническая поддержка» раздела «Справка» будет добавлена возможность голосовой связи, а также видеосвязи (в определенное время) с разработчиками через Интернет. Благодаря этому пользователь сможет получить ответы на интересующие его вопросы, а также высказать свои пожелания по улучшению программного модуля «Teaching Assistant».

Итак, программный модуль «Teaching Assistant» поможет как новичку, так и опытному пользователю в процессе изучения электронного учебного пособия. Также он предоставит обучаемому легко воспринимаемую информацию о том, какие задачи были решены в процессе обучения, и насколько успешен результат. Вместе с тем, он способен оценить успехи и дать рекомендации по корректировке действий пользователя, помогая ему достичь максимально возможного результата. Все вновь разрабатываемые в компании "е-Доктрина" электронные учебники будут снабжены таким модулем, гибко трансформирующимся в зависимости от конкретного материала, представленного в учебнике, и рекомендаций привлекаемых к работе над электронным учебником экспертов и авторов текста.

Литература:

  • Schär, S. G., Schierz, C., Stoll, F. & Krueger, H. (1997) The effect of the interface on learning style in a simulation-based learning situation. International Journal of Human-computer interaction, 9(3), 235-253.
  • Margono, S., & Schneiderman, B. (1987). A study of file manipulation by novices using commands vs. Direct manipulation. In Proceedings of the 26th Annual Technical Symposium (pp.54-59). New York: ACM Press.
  • Wanstreet, С. (2006). Interaction in online learning environments. The Quarterly Review of Distance Education, Volume 7(4), 2006, pp. 399–411.
  • Раскин, Д. «Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем» – Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2004. – 272 с.
 
< Prev   Next >